Существует множество причин начать свой бизнес. И бизнес в сфере фитнеса Как открыть фитнес клуб рассмотрим в этой статье.

В случае с фитнес-бизнесом основных мотиваций две. Одна из них – вы сами увлеченный спортом человек и вам хочется привить идею здорового образа жизни как можно большему числу людей. Это, скорее, бизнес как хобби. Прибыль в данном случае вторична или вы вообще на нее не рассчитываете.

Можно подходить к этой идее и как к обычному инвестиционному проекту, то есть просто вкладывать деньги, рассчитывая получить дивиденды. Идеально, если вы объединяете оба этих подхода. И в том и в другом случае можно как проиграть, то есть как минимум не получить прибыли, как максимум – обанкротиться, так и выиграть.

Что именно открывать?

Любое место, где люди занимаются спортом, сегодня называют фитнес клубом. Между тем в рамках этого понятия существуют принципиально разные заведения или форматы. Вести бизнес и ожидать прибыли в каждом случае придется по-своему.

Основными отличительными признаками форматов служат целевая аудитория и специализация – то есть что именно клуб “продает”.

Понятно, что чем больше придет к вам людей, тем выше будет прибыль. Тем не менее важно представлять, на кого будет ориентирован ваш будущий клуб: на широкую семейную аудиторию, спортсменов-бодибилдеров или, например, любителей восточных единоборств.

От четкого определения аудитории будет зависеть как формат клуба в целом, так и различные нюансы вроде необходимого количества и ассортимента тренажеров, состава персонала, числа душевых и так далее. Рассмотрим наиболее распространенные варианты фитнес-клубов.

Велнесс-Клуб

Продает:культуру здорового и позитивного образа жизни, возможность держать себя в форме с максимальным комфортом. Как вариант – оздоровительный клуб. В заведениях класса люкс “продается” также принадлежность к некоему закрытому кругу, финансовой или социальной элите.

Аудитория:Максимально широкая по спортивным интересам, но достаточно состоятельная, чтобы платить за высококачественное обслуживание.

Особенности:Специальные велнес-тренажеры, дополнительные сервисы: салон красоты, ресторан, детская секция и т.д. Нужны очень серьезные затраты на запуск, которые окупятся не за один год. Часто такой клуб — скорее часть инфраструктуры (например, в дорогом жилом комплексе, престижном торговом центре, коттеджном поселке), чем коммерческий проект.

Ценовая категория: высокая и средняя.

Семейный фитнес-клуб

Продает:спортивные и оздоровительные программы для всех членов семьи, возможность совместного проведения досуга как в клубе, так и вне него (выездные программы).

Аудитория:активные люди самого разного возраста, как мужчины, гак и женщины, и дети разных возрастов.

Особенности:определяются широтой аудитории. Нужны соответствующие тренинги и инфраструктура самой разной направленности:
  • для женщин – салон красоты, кафе, магазин спортивных и косметических товаров;
  • для мужчин – бар и силовые качалки;
  • для детей – детская комната, аниматоры, специальные тренинги и т.д.

Ценовая категория: любая, в зависимости от комфортности условий и предлагаемого набора программ.

Женский Фитнес-Клуб

Продает:не только спортивные, но и косметологические, диетологические и т.д. услуги, не только и не столько поддержание спортивной формы, сколько внешнего вида в целом в комфортной атмосфере “без посторонних”.

Аудитория:женская разных возрастов и уровней спортивной подготовки, в том числе “неформатная” для обычных фитнес-клубов: женщины с избыточным весом, физическими недостатками и так далее.

Особенности:спортивные программы, направленные, скорее, на совершенствование внешности – похудение, подтяжка, растяжка; косметические сервисы – салон красоты или парикмахерская, баня; кафе с диетическим меню, детская комната.

Ценовая категория: высокая и средняя.

Детский Фитнес-Клуб

Продает:не только занятия спортом, но и оздоровительные и досуговые программы.

Аудитория:дети и подростки от 3-5 до 17-18 лет.

Особенности:у детей разных возрастов разные потребности и интересы, и для каждой возрастной группы нужен свой набор спортивных снарядов, тренингов и даже помещений. Для тренеров обязательна специальная подготовка для работы с детской аудиторией. А самым важным требованием является контроль безопасности занятий – ответственность за травматизм во время тренировок и анимационных программ лежит на клубе.

Ценовая категория: скорее высокая, чем средняя.

Тренажерный зал

Продает:“облегченный” вариант фитнеса — индивидуальные и групповые занятия на тренажерах, а также атмосферу “все свои”. Обычно это клуб шаговой доступности в жилом районе, в переоборудованном подсобном помещении – подвале, холле или любом другом.

Аудитория:все желающие.

Особенности:В современных условиях в отличие от качалок 90-х годов тренажерные залы вынуждены конкурировать с большим разнообразием домашних бытовых тренажеров. Преимуществом зала должна стать возможность прорабатывать все группы мышц на разных приспособлениях и на минимальной площади.

Ценовая категория: средняя и бюджетная.

Спортивный клуб

Продает:занятия определенным видом спорта (одним или несколькими) и общение с единомышленниками. Варианты: клуб восточных единоборств, бойцовский, боксерский, бодибилдинг, конный спорт, гольф и тому подобное.

Аудитория:для начинающих, в том числе и детей, любителей, а также профессионалов в конкретном виде спорта. Наибольшая среди других клубов доля постоянных клиентов, которые занимаются не один год и за которых нужно бороться с конкурентами.

Особенности:хорошо подготовленный персонал, в идеале – профессиональные спортсмены, грамотно подобранное специализированное оборудование, удобная инфраструктура для длительных и постоянных занятий. Для успешности проекта от владельца требуется знание специфики профильных видов спорта.

Ценовая категория: разная, в зависимости от места расположения и степени престижности.

Танцевальная студия

Продает:танцевальные тренинги (по определенному виду танца или мульти-дэнс): ориентальные, модерн-дэнс, джаз-танец и т.д. Иногда имеет собственно к спорту весьма косвенное отношение, тем не менее позиционируется на фитнес-рынке.

Аудитория:в основном женская, возраст – до 35 лет, а также дети.

Особенности:просторные залы для занятий, тренеры, специализирующиеся на танцевальных программах, музыкальная аппаратура; профессиональный подбор и постоянное обновление музыки.

Ценовая категория: средняя или бюджетная.

Существуют также более узкие форматы: реабилитационный клуб (для посетителей с различными проблемами со здоровьем), аква-клубы (с упором на занятия в бассейне и СПА-процедуры), йога-клубы и др.

Как начать?

Франшиза

Для того, чтобы открыть фитнес клуб, можно купить франшизу у существующей сети. Для фитнес клуба как инвестиционного проекта при условии тщательного просчета еще на этапе бизнес-плана это может быть лучшим вариантом.

Сегодня оказать консалтинговые услуги и поделиться торговой маркой готовы многие фитнес сети. Открытие клуба бренда World Class по оценке специалистов сети, обойдется примерно в $1200-1500 за м² (плюс отчисления по франшизе, сумма которых зависит от выбранного пакета сопровождения).

Как и в случае с любой копией, сделать ее проще, чем оригинальный продукт, – рынок к нему уже привык (затраты на продвижение стремятся к нулю), и думать над концепцией не нужно. Но франшиза требует точного соблюдения всех параметров бренда: площади помещения, определенного набора услуг, оборудования, корпоративного стиля. Все это может быть проблематичным в конкретном районе и конкретном помещении.

Не надо забывать и об обязательных отчислениях (роялти и паушальный взнос), размер которых неизменен, невзирая на наличие или отсутствие прибыли.

Свой проект

Другой вариант – создать свой проект. Это как минимум требует хорошего знания специфики фитнес-бизнеса. Сумма, которая потребуется на запуск отдельного клуба средней ценовой категории может составить от $1000 за м² (верхняя граница определяется исключительно амбициями инвестора).

Риск, безусловно, по сравнению с франшизой гораздо выше (придется создавать собственный бренд), но и прибыль в случае успеха также будет принадлежать только вам.

Встраивание проекта в конкретное место и время при условии тщательной разведки на местности (то есть оценки местоположения, проходимости, конкурентной среды) и грамотного составления бизнес-плана сулит точное попадание в конъюнктуру рынка и наиболее быстрое получение прибыли.

Покупка готового бизнеса

Самым очевидным для большинства представляется купить уже существующий клуб: проект готовый, раскрученный, круг клиентов сложился – понятно, чего от проекта ожидать.

С другой стороны, по-настоящему успешный бизнес обычно не продают, и, скорее всего, новому владельцу придется решиться на ребрендинг со всеми вытекающими затратами и хлопотами.

Фитнес консалтинг

Какой бы путь вы ни выбрали – готовый бизнес, франшизу или новый бренд – не стоит полагаться исключительно на собственные силы. Главной ошибкой человека, много лет занимающегося спортом и задумавшего открыть фитнес-клуб, обычно становится подсознательное выстраивание проекта согласно собственным потребностям, что вовсе не обязательно подойдет широкой публике. А прекрасно задуманный клуб может оказаться убыточным в конкретном месте, если предварительная оценка окружения была проведена неправильно.

В мировой практике примерно 5-7% от бюджета проекта затрачивается на консалтинг. Консалтинг в сфере фитнеса предлагают как компании, специализирующиеся на этом виде бизнеса (к ним обычно идут, открывая клуб вне существующих сетей), так и крупные сетевые игроки (для них профильным бывает сопровождение своей франшизы).

Заявляет себя в качестве экспертов в этом вопросе иногда и менеджмент компаний, владеющих двумя-тремя или даже одним клубом, но в данном случае бывает трудно оценить степень их опыта.

Фитнес-консалтинг обычно отвечает за оценку рынка в предполагаемом месте открытия клуба, потенциальной аудитории, создание концепции, разработку бизнес-плана, девелоперские услуги (подбор помещения), работу с поставщиками оборудования, подбором и обучением персонала, составление оптимального графика тренировок и т.д.

10
5